Звукоподражательный комплекс трень-брень в лексике русских говоров
Аннотация
В статье рассматриваются особенности образования и развития диалектных звукоподражательных сложений. На примере слов, образованных путем сложения двух созвучных звукоподражательных слов трень и брень, прослеживаются деривационные процессы, характерные для русских говоров, выявляется мотивационная основа для возникновения новых словоформ, переносных значений, метафор и идиом. В словарях русского языка звукоподражательные слова трень и брень представлены только в составе сложения трень-брень с указанием «употребляется звукоподражательно» с пометой разг. при значении ‘обозначение звучания щипковых струнных инструментов, а также игры на них’. Приводятся примеры употребления этого междометия в функциях существительного, сказуемого, наречия.
В дальнейшем у сложений развивается переносное значение ‘о чем-л. несерьезном, о пустяках, вздоре’ и оттеночное значение ‘о пустой, никчемной вещи’. Образованию этих переносных значений способствовали скрытые компоненты значения ‘отрывистые звуки, ассоциативно соотносимые с отрывистыми звуками от соприкосновения множества мелких незначительных предметов’ и коннотативные семы ‘что-л. неумело, плохо исполняемое и поэтому плохо воспринимаемое’, ‘пренебрежительная оценка’.
Звукоподражательные слова и междометия-сложения в русских народных говорах отличаются разнообразием синонимичных словоформ и словообразовательной вариативностью. В диалектах междометие трень-брень представлено во многих вариантах, при этом заметно усиление семы ‘звякать, производить звуки металлическими предметами’. Диалектные омонимы трень-брень имеют разную степень абстракции. Первый омоним имеет конкретное значение: ‘звуки, издаваемые металлическим полотном косы при косьбе’. Второй омоним опирается на активацию сем ‘множество отдельно звучащих коротких звуков’ и ‘пренебрежительная оценка’ при образовании значения ‘множество мелких незначительных предметов’. Кроме того, в русских говорах развивается антонимичное ‘множеству мелких незначительных предметов’ значение ‘малое количество мелких предметов’. В статье анализируются словообразовательные и семантические деривационные процессы, благодаря которым образовались такие диалектные слова как стрень-брень, брень-стрень, стрени-брени, стренть-бренть, стрынь-брынь. Приводятся примеры образования устойчивых сочетаний и паремий трень да брень, чего-л. с трень-брень, стре́ньки, да бре́ньки, да две гри́венки, стрень-брень на лычках, тре́нди-бре́нди и навре́нди.
Автор поднимает вопрос о поиске словообразовательных и семантических инвариантов в лексикологических исследованиях, об определении продуктивных и малопродуктивных моделей на материале широко распространенных и окказиональных диалектных словоформ. Словообразовательная модель: звукоподражательное слово → глагол → междометие → сложение → идиома, в основе которой междометие-сложение или устойчивое сочетание. Семантическая модель: инвариантные звукоподражательные значения → обозначение звука струнного инструмента или звона от соприкосновения металлических предметов (колокольчика, денег и др.) → обозначение редких отрывистых звуков → переносное значение, оценочно характеризующее ничтожно малое количество чего-л. Автор приходит к выводу, что по аналогичным словообразовательным и семантическим моделям образованы и другие диалектные сложения и устойчивые сочетания, часто не имеющие точного толкования и́нцы-бры́нцы, при́нджи-бры́нджи, тинь тили ли и др.
Литература
Виноградов В.В. (1947) Русский язык. Грамматическое учение о слове. М.-Л.: Учпедгиз.
Земская Е.А. (1973) Современный русский язык. Словообразование. М.: Просвещение.
Карцевский С.О. (1984) Введение в изучение междометий. Вопросы языкознания, 6: 127–137.
Колосько Е.В. (2014) Семантика многозначных звукоподражательных слов. Лексикология. Лексикография (русско-славянский цикл). Русская диалектология. История русского языка. Материалы секций XLIII Международной филологической конференции. СПб.: Отдел цифровой печати СПбГУ: 118–127.
Кондакова Е.Н. (2003) Подзывные слова как особая функционально-грамматическая группа. Дисс. … канд. филол. наук. Ярославль.
Немченко В.Н. (1985) Основные понятия словообразования в терминах. Красноярск: Изд-во Красноярского университета.
Панова Г.И. (2010) Морфология русского языка: Энциклопедический словарь-справочник. М.: Ком Книга.
Перцов Н.В. (1996) О некоторых проблемах современной семантики и компьютерной лингвистики. Московский Лингвистический альманах. Вып. 1. Спорное в лингвистике. М.: Школа «Языки славянской культуры»: 9–66.
Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. М.: МГУ, 1988.
Шанский Н.М. (1968) Очерки по русскому словообразованию. М.: МГУ.
Сокращения
Акчим. слов. — Словарь говора д. Акчим Красновишерского района Пермской области. Гл. ред. Ф.Л. Скитова. Вып. 1–6. Пермь: Изд-во Пермского ун-та, 1984–2011.
Добровольский 1914 — Добровольский В.Н. Смоленский областной словарь. Смоленск, 1914.
КСРНГ — Картотека «Словаря русских народных говоров» (хранится в ИЛИ РАН, Санкт-Петербург).
Слов. Мордов. — Словарь русских говоров на территории Республики Мордовия. Под ред. Р.В. Семенковой. Вып. 1–8. Саранск: Изд-во Мордовского ун-та, 1978–2006.
СРНГ — Словарь русских народных говоров. Гл. ред. Ф. П. Филин, Ф. П. Сороколетов, С. А. Мызников. Вып. 1–52. М.; Л.; СПб., 1965–2021 (издание продолжается).
ССРЛЯ — Словарь современного русского литературного языка: в 17-ти тт. Гл. ред. В.И. Чернышев, С.Г. Бархударов, В.В. Виноградов [и др.]. М.; Л., 1950–1965.