Ессейские якуты: история, языковые контакты, тематические группы лексики
Аннотация
Цель настоящей статьи — исследование языка современных ессейских якутов в сравнительно-сопоставительном плане. Автор изучает проблему языка обособленной этнической группы — ессейских якутов в неразрывной связи с их этногенезом и этнической историей. Теоретическая и практическая значимость исследования этого языка связана с малой степенью его изученности, отсутствием специальных научных работ, посвященных проблеме контактирования якутского и эвенкийского языков в данном регионе. Ессейские якуты — особенная группа народа саха, отделившаяся от основной массы своих сородичей с территории современной Республики Саха (Якутия) еще на рубеже XVII-XVIII вв. Наши наблюдения показали, что разница между языком народа саха и ессейских якутов явно прослеживается в области лексики. Среди экстралингвистических факторов, повлиявших на языковой материал якутов озера Ессей Красноярского края, одним из основных явилось близкое общение с эвенкийским и русским населением региона. Предметом исследования являются современные якутский, русский, эвенкийский языки в нынешнем их бытовании. Объектом исследования выступают языковые контакты якутов, русских и эвенков в синхронном и диахроническом аспектах с позиций современной лингвистической контактологии. Материалом статьи послужили наблюдения автора за время полевой работы с информантами — носителями языка ессейских якутов, а также опубликованные труды известных отечественных тунгусо-маньчжуроведов, тюркологов: В.Н. Васильева, Г.М. Василевич, А.А. Попова, Б.О. Долгих, В.А. Роббека, А.И. Саввинова, В.И. Дьяченко и др. В связи с тем, что информанты были трилингвами (носителями якутского, русского и эвенкийского языков), при лингвистическом анализе фактического материала учитывались возможные процессы ассимиляции и степень их значимости. Вместе с тем, при написании статьи привлекались другие многообразные источники: словари, монографии, статьи, учебные пособия по языку, этнографии и фольклору якутов, русских, эвенков, долган. Автор приходит к выводам о том, что исследуемый язык — язык ессейских якутов, — прошел непростой путь контактирования, взаимообогащения и развития; якутско-русско-эвенкийские лингвистические контакты обнаруживаются прежде всего на уровне лексики.
Литература
Алексеев Н.А., Ефремов П.Е. (2000) Фольклор долган. Новосибирск: ИАЭТ СО РАН.
Артемьев Н.М. (2013) Долганский язык. 10-11 классы. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. В 3‑х ч. Ч. 1. Введение. Общие вопросы. Фонетика и графика. Лексика. Отв. ред. Ж.П. Спиридонова. СПб.: Алмаз-Граф.
Басилов С.А. (2010) Ессейские якуты в начале XXI века: к вопросу об этнической идентификации. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 2 (60): 167–170.
Василевич Г.М. (1951) Ессейско-чириндские эвенки: (По коллекциям В.Н. Васильева). Сборник Музея антропологии и этнографии, 13: 154–186.
Василевич Г.М. (2014) Эвенки. Историко-этнографические очерки (XVIII — начало XX в.). Красноярск: Сибирские промыслы.
Долгих Б.О. (1963) Происхождение долган. Сибирский этнографический сборник. Труды Института этнографии им. Миклухо-Маклая, т. 84, вып. 5: 91–139.
Дьяченко В.И. (2005) Охотники высоких широт: долганы и северные якуты. СПб.: Европейский Дом.
Дьэһиэй сахаларын фольклора — Фольклор ессейских якутов. Саха Респ. наукаларын акад., Гуманитар. чинчийии ин-та, Хотугу норуоттар проблемаларын үөрэтэр ин-т; [түмэн оҥордулар: Н.В. Емельянов, А.И. Саввинов; ред. А.И. Саввинов]. Дьокуускай: Институт малочисленных народов Севера СО РАН, 2002. (На якутском языке).
Емельянов Н.В., Ефремов Н.Н., Петров А.А. (2010) В.Н. Васильев — известный исследователь фольклора и этнографии народов Якутии и Сибири. В: Во имя возрождения, сохранения и развития культуры народов Сибири: русская этнографическая традиция. Материалы Всероссийского научно-полевого семинара «Во имя возрождения, сохранения и развития культуры народов Сибири: русская этнографическая традиция», посвященного 100-летию А.А. Попова и 125-летию В.Н. Васильева (2003 г.), и Всероссийской научной конференции «И.В. Попов — основоположник изобразительного искусства Якутии: исследователь, просветитель, гуманист», посвященной 130-летию И.В. Попова (2004 г.). Новосибирск: Наука.
Ефремов П.Е. (1984) Долганское олонхо. Якутск: ЯФ СО АН СССР.
Иванов С.А. (2013) Якутский язык. Диалектные особенности. В: Якуты (Саха). Отв. ред. Н.А. Алексеев, Е.Н. Романова, З.П. Соколова. М.: Наука: 122–130. (Серия «Народы и культуры»).
Мальчуков А.Л. (1999) Якутская грамматическая интерференция в северо-тунгусских говорах (эвенских, эвенкийских). Некоторые общие тенденции. В: Языки народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.
Сб. науч. трудов, посвященный 70-летию со дня рождения д.ф.н., профессора А.Н. Жуковой. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена: 64–75.
Никоваев И.И. (2023) Происхождение народа саха и его геокультурного комплекса. Т. 1. Отв. ред. А.Н. Алексеев, А.И. Гоголев. Якутск: Чопчу.
Новгородов И.Н. (2008) Якутизмы эвенкийского языка. Якутск: CMYK-Master.
Новгородов И.Н. (2009) Якутско-эвенкийские языковые контакты. Якутск: CMYK-Master.
Петров А.А. (2013) Лексика духовной культуры тунгусоязычных народов (эвенки, эвены, негидальцы, солоны). Новосибирск: Наука (Серия «Памятники этнической культуры коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока». Т. 30).
Петров А.А. (2020) Русско-эвенско-якутские языковые контакты. Севернорусские говоры, 19: 54–75.
Попов А.А. (2003) Долганы. В: Собрание трудов по этнографии. Сост. А.А. Барболина. В 2‑х тт. Т. 1. СПб.: Дрофа.
Романова А.В., Мыреева А.Н., Барашков П.П. (1975) Взаимовлияние эвенкийского и якутского языка. Отв. ред. Н.И. Гладкова. Л.: Наука, ЛО.
Саввинов А.И. (2005) Проблемы этнокультурной идентификации долган: На материалах традиционного искусства. Новосибирск: Наука. (Серия «Памятники этнической культуры коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока». Т. 9).
Саввинов А.И. (2012) Фольклор ессейских якутов в записях Б.О. Долгих (по архивным материалам Красноярского краеведческого музея). Северо-Восточный гуманитарный вестник, 1(4): 94–99.
Саввинов А.И. (2016) Фольклор ессейских якутов: к истории собирания, изучения и публикации. Северо-Восточный гуманитарный вестник, 1(14): 96–102.
Саввинов А.И. (2018) Ессейские якуты. Ессейский говор. В: Энциклопедический словарь Якутии. Новосибирск: Наука: 143.
Суник О.П. (1997) Тунгусо-маньчжурские языки. В: Языки мира. Монгольские языки. Тунгусо-маньчжурские языки. Японский язык. Корейский язык. М.: Индрик: 153–162.
Тенишев Э.Р. (1997) Алтайские языки. В: Языки мира. Тюркские языки. М.: Индрик: 5–16.
Туголуков В.А. (1985) Тунгусы (эвенки и эвены) Средней и Западной Сибири. М.: Наука.
Цинциус В.И. (1976) Якутско-тунгусские лексические связи. В: Сибирский тюркологический сборник. Под ред. В.А. Аврорина. Новосибирск: Наука: 117–128.
Цинциус В.И. (1997) Эвенкийский язык. В: Языки мира. Монгольские языки. Тунгусо-маньчжурские языки. Японский язык. Корейский язык. М.: Индрик: 267–284.
Сокращения
АРАН — Архив Российской академии наук.
Васильев 1905–1907 — Васильев В.Н. Краткий отчет инородцев Севера Туруханского края: (описание болезней: эмирячение и «мэнэрик» среди якутских женщин) // Ежедневник Русского Антропологического общества. Т. 2. СПб., 1905–1907. С. 57–87.
Васильев 1909 — Васильев В.Н. Изображения долгано-якутских духов как атрибуты шаманства // Живая старина. Т. XVIII. Вып. 2–3, отд. 1–2. СПб., 1909. С. 269–288.
РЭС — Василевич Г.М. Русско-эвенкийский словарь. Пособие для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений. Изд. второе, перераб. В двух частях. 1 часть. Под ред. и с предисловием
А.А. Бурыкина. СПб.: Филиал изд-ва «Просвещение», 2005.
СЭР — Словарь эвенкийско-русский и русско-эвенкийский: Пособие для учащихся начальной школы. Ред. В.Д. Колесникова. Л.: Просвещение, 1983.
ЭРС — Эвенкийско-русский словарь. Сост. В.А. Горцевская, В.Д. Колесникова, О.А. Константинова. Л.: Учпедгиз, 1958.